Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе считает, что вакцина от коронавируса может стать тем джокером, от которого зависит будущее мировой туристической отрасли. Насколько эффективно она сработает, настолько активизируется и туризм.
По мнению Ломидзе, которое она озвучила во время онлайн-конференции, возможны три варианта развития: пессимистический, умеренный, оптимистический.
Внутренний — в приоритете
Потребительское поведение населения вследствие пандемии резко изменилось. Почти половина потенциальных туристов не стремится покидать места постоянного жительства, в боязни заразиться самим и подвергать опасности свои семьи. Другая часть, наоборот, фаталистически считает, что, двум смертям не бывать, а одной не миновать, и пускаются в вояжи, вопреки существующей опасности и наперекор обстоятельствам. Отчаянные российские путешественники активно начали покорять отечественные просторы, «открыв» Краснодарский край, Крым, Карелию, Алтай, и даже добрались до Камчатки. Причем уровень доходов активных граждан средний или ниже среднего, а с учетом экономической ситуации прошлого года, заметно снизился. По мнению экспертов, дело не в деньгах, а в подходе к жизни. И именно такие туристы способны вытянуть туриндустрию в наступившем году.
Около двадцати процентов от общего потока составляет премиум-класс. Он также был довольно активным в ушедшем году. Туры, как внутри страны, так и за пределы, здесь бронируются заранее, (не так, как у «активных», сидя на чемоданах), предпочтение отдается vip-сегменту.
Удаленная работа стала частью жизни в условиях пандемии, и появился новый тип туристов «job+leisure». Эти путешественники совмещают приятное с полезным: зарабатывают на жизнь, лежа на пляже с ноутбуком. Режим «удаленки» в нынешнем году скажется и на количестве таких вояжеров. В 2020 году только одна десятая часть их часть выезжала за рубеж, остальные активно перемещались по просторам Родины.
Пандемия скорректировала и сроки поездок, наибольшую популярность приобретают очень короткие или очень длительные путешествия. Так, наряду с двух-трехдневными поездками активно раскупаются туры от двух недель и выше. По мнению директора АТОР, тенденция сохранится и в ближайшие годы.
По пессимистическому сценарию
Большинство граждан, привыкших к путешествиям, с нетерпением ждут результатов вакцинации, в надежде, что к марту границы откроются. Если рассматривать пессимистический ход событий, то этого не произойдет, вакцина окажется малоэффективной. Пандемия не закончится, новые штаммы будут плодиться с неистовой силой. В этих условиях страны останутся закрытыми, внутренняя ситуация также будет безрадужной. Но пресловутые 40 процентов граждан, которым трудно усидеть на месте, также будут стремиться к передвижению, вопреки любым обстоятельствам.
Приоритеты сместятся в сторону обеспечения безопасности. Туроператором придется гарантировать, что в случае болезни, помощь окажется вовремя и квалифицированно, риски будут застрахованы.
Ломидзе говорит, что даже самые отчаянные, будут обеспокоены и зададутся вопросами о санитарном состоянии гостиниц, транспорта. Поэтому, люди начнут передвигаться на собственном транспорте самостоятельно не только внутри страны, но и за пределы. Открытие пограничных стран приведет к быстрому росту автомобильного туризма. Инвестирование в придорожный сервис будет рассматриваться, как возможность неплохо заработать.
Туроператоры уделят внимание укреплению сегмента по обслуживанию премиум-класса, поскольку число таких отдыхающих возрастет, а они предпочитают получать качественные услуги за свои деньги.
Реализация пессимистического сценария приведет к поляризации рынка. Крупные туроператоры удержатся в массовом сегменте, так же как и те, что организовывают отдых премиум-путешественникам. Рискуют остаться не у дел средние и мелкие турфирмы, которые не располагают уникальным продуктом. Как сообщила Ломидзе, именно так случилось в 2020 году.
По умеренно-оптимистичному сценарию
Сценарий предполагает постепенное возвращение активности. Открытие границ произойдет в апреле-мае-августе нынешнего года. Это значит, что с осени начнется бронирование на зарубежные зимние направления, что подпитает индустрию. В нашей стране зимний туризм, к сожалению, не является доходным.
Создастся иллюзия благополучности, и даже самые осторожные туристы почувствуют ветер странствий, задумаются о путешествии, если оно гарантированно будет безопасным.
Оживятся онлайн-продажи, появятся новые сервисы бронирования. Тенденция к самостоятельным передвижениям останется, но она не будет устойчивой. Здесь все зависит от мобильности предлагающих услуги, смогут подстроиться к ситуации – останутся на плаву, считает Ломидзе.
По оптимистичному сценарию
АТОР считает, что в март-апреле будет понятно, по какому пути развития пошла ситуация. Если вакцина сработает во всем мире, к этому периоду откроются транспортные сообщения между странами. Российские регионы войдут в стабильность, основная часть населения переболеет или привьется.
Это самый счастливый ход событий, который тут же отразится и на туриндустрии. Отдача будет мгновенной, рынок сохранится в том устойчивом состоянии, в котором пребывает последние годы. Все его сегменты – выездной, внутренний, въездной – быстро достигнут уровня 2017 года.
Ломидзе проинформировала, что в прошедшем году объем поездок внутри страны составил 40-42 миллиона, зарубежных – в 2,7 миллиона.
В 2021 году при всех ситуативных сценариях произойдет повышение цен. Стоимость поездок по стране в среднем вырастет минимум на 10 процентов.